Учебная сотня "Мабута"

хлеб, золото, наган
Текущее время: 21 ноя 2017, 06:52
http://xn--n1aalg.xn--80aac6b6af.xn--p1ai/ http://xn--n1aalg.xn--80aac6b6af.xn--p1ai/ http://xn--n1aalg.xn--80aac6b6af.xn--p1ai/ http://vk.com/club_mabuta http://xn--n1aalg.xn--80aac6b6af.xn--p1ai/ http://xn--n1aalg.xn--80aac6b6af.xn--p1ai/ http://xn--n1aalg.xn--80aac6b6af.xn--p1ai/


Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Откуда пошли казаки? Доордынский период.
СообщениеДобавлено: 31 окт 2013, 13:42 
в запасе
в запасе

Зарегистрирован: 21 янв 2011, 17:33
Сообщения: 1736
Откуда пошли казаки? Единого мнения на этот счёт среди учёных нет и, наверное, никогда не будет. Не хватает исторического материала. Есть только разные версии. От более-менее правдоподобных, до, просто, фантастических. Попробуем разобраться с этим вопросом. Обсуждения и споры, полезные для установления истины, приветствуются.

Начальная версия такова:

После изгнания хазарами болгар из Северного Причерноморья, во второй половине VII века, славяне (северяне) начинают расселяться по Дону и Донцу. Сосуществовали с тюрками-кочевниками они довольно-таки мирно, занимая каждый свою нишу.

Тюрки занимались кочевым скотоводством и расселялись по степи богатой пастбищами, а славяне расселялись в поймах рек (в те времена гораздо более лесистых, чем сейчас) и занимались рыболовством и земледелием.
Интересы этих народов не пересекались. Наоборот, был налажен взаимовыгодный товарообмен и сотрудничество. Археологи отмечают в те годы одновременное сосуществование в степной зоне России разных культур, как тюркской, так и славянской.

Судя по всему, поселения славян в речных долинах были довольно-таки многочисленны, потому что с VIII века арабы и персы стали называть Дон «Славянской рекой» (Нахр ас-сакалиба).
Здесь же в VIII веке среди славян начало распространяться христианство. От Константинопольской патриархии была учреждена Хазарско-Хорезмийская митрополия.

Во время арабо-хазарской войны северяне были союзниками хазар. Вместе с ними они отражали натиск арабов, рвавшихся из Закавказья на север.

Цитата:
В 737 г. наместник халифа Марван ибн Мухаммад предпринял грандиозный поход против Хазарии, ставший кульминацией длительного периода арабо-хазарских войн, шедших за гегемонию на Кавказе почти столетие (примерно с середины VII в.).
Информация о походах Марвана против Хазарии, присутствует у ряда арабских авторов: Например в рассказе Ибн Хаййата говорится о том, что Марван во время своей войны с Хазарией напал на народ ас-сакалиба т.е. славян:
«[войска Марвана] выступили и вскоре достигли города ал-Байда’, в котором пребывал хакан, царь хазар. Говорит [автор]: Марвану и мусульманам в стране хазар сопутствовал успех, и они достигли земель, расположенных за Хазарией. Затем они совершили набег на ас-сакалиба и на другие соседние племена неверующих и захватили из них в плен 20 тысяч семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до реки славян (нахр ас-сакалиба).»


Примерно в то же время славянские поселения (русов) возникают в Приазовье и Крыму. На Азовском побережье Таманского полуострова был основан город Руссия. Первое упоминание о нём относится к 30-м годам IX века. Ал-Идриси пишет: «От города Матарха до города Русийа 27 миль (54 км). Между жителями Матархи и жителями Русийа идет постояная война. [Город] ар-Русийа [стоит] на большой реке, текущей к нему с горы Кукайа». В настоящее время этот город локализуется в районе станицы Голубицкой.

С VIII в. и греки уже упоминают о морских набегах русов.
Цитата:
Первый набег конца VIII века на Сурож (Судак) закончился, по преданию, смертельной болезнью русского князя Бравлина, исцеление которого пришло лишь после крещения самого князя и его бояр архиепископом Филаретом, а также обещания отпустить пленных христиан.
(Жития греческих епископов Стефана Сурожского и Георгия Амастрийского)

Второй набег руссов на Амастриду - город в Малой Азии - закончился тем, что руссы, опять же согласно церковным преданиям, якобы онемели и остолбенели во время попытки ограбить гробницу св. Георгия.

С этими же руссами связывается и поход Аскольда и Дира на Царьград. Согласно летописям и византийским источникам поход закончился тем, что "испытавши...гнев Божий, по молитвам управляющего в то время церковью Фотия, россы возвратились в отечество, и спустя немного времени, послали послов в Константинополь просить крещения. Их желание было выполнено: к ним был послан епископ"
Также в уставе императора Льва Философа (876-911) "О чине митрополичьих церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому", помимо архиепископий Боспора, Таматархи и Алании, на 60-м месте значится архиепископия Руссии.

Однако в начале IX века ситуация изменилась. В 808 г. в Хазарском каганате произошел переворот, власть захватила иудейская купеческая верхушка. Каганат принялся порабощать соседей, облагая тяжкой данью. Основными товарами, которые Хазария поставляла в страны Востока, были меха и рабы.

Каганат, как страшный паук, все шире раскидывал паутину, захватывая в нее славянские, кавказские, финно-угорские народы. По Дону, Осколу, Донцу возникла система крепостей-замков, продвигавшаяся на запад и достигшая Днепра (в с. Вознесенка около Запорожья).

Сами хазарские евреи воинами не были. Их войско состояло из представителей других племен. Там были сарматы, печенеги, ясы (булгары), в том числе и касоги ( по другому касаки). По одной из версий, именно от них произошло название – казаки.

Цитата:
Касо́ги (или кашаги) — народ черкесского (адыгского) племени, часто упоминающийся в средневековых источниках.
В персидской географии десятого века (Гудуд ал Алэм, §48) на юг от моря Гурз (Азовского) значится, принадлежащая Аланам, Земля Касак.
В то время ее население состояло из остатков Меотов и Приазовских Славян, среди которых Торки и Торпеты настолько славянизированы, что их считают Скифо-славянами (Татищев)
943 год — «люди из страны кашаков», так впервые упомянул арабский историк и географ Аль-Масуди, в своем сочинении «История Ширвана и Ал-баба», где сообщил, что этот народ живёт в соседстве с аланами, между Кавказом (то есть Кавказским хребтом) и морем Рум (то есть Черным).
957 год — Константин Багрянородный: «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания.»
965 год — в первый раз имя касогов занесено в русскую летопись в рассказе о походе князя Святослава на хазар. Взяв хазарский город Белую Вежу (иначе Саркел) на нижнем течении Дона, Святослав победил ясов и соседних с ними касогов, живших на Нижней Кубани.

В конце IX в. у хазар появляется сильный противник - киевские князья из династии Рюриковичей. Борьба между ними и каганатом шла с переменным успехом, пока в 965 г. Святослав Игоревич не нанес каганату смертельный удар.

Он сокрушил войско хазар, разрушил Итиль, захватил Саркел, превратив его в русскую крепость Белую Вежу. Также он покорил и вассалов каганата - ясов и касаков. Согласно Иоакимовской летописи, часть из них он «приведе Киеву» на поселение — вероятно, некоторые из подневольных племен в войне перешли на его сторону.

Сын Святослава Владимир в 984—985 гг. покорил последний осколок Хазарии Таматарху (Тамань), основав здесь Тмутараканское удельное княжество. Правящая верхушка в нем была русской, но большую часть населения составили касаки. Их отношения с русичами начались с противостояния, с поединка между Мстиславом Владимировичем и вождем Редедей, однако после победы князя местные племена признали подданство и были установлены вполне дружеские связи. Касаки вступали в дружины русских князей, часть их приняла крещение.

Поскольку Русь постоянно тревожили набегами печенеги, при Владимире Красно-Солнышко начала создаваться система пограничной обороны. Была построена система крепостей по Десне, Остеру, Трубежу, Суле, Стугне. Для противодействия набегам печенегов, а затем и половцев, киевские князья начинают привлекать на службу и «осаживать» в пограничных районах тюрок-кочевников: торков, черных клобуков, берендеев, союзную часть половцев.

Но уже в XI в. Киевская Русь начала дробиться и втягиваться во внутренние распри. В 1094 г. князь Олег Святославович навсегда оставил Тмутаракань — отдал ее грекам, а сам с войском из русских, касаков и половцев ушел добывать Черниговский стол. В 1117 г. был выведен гарнизон и из Белой Вежи. Однако коренное славянское (правильнее сказать русскоязычное, т.к. наверняка все были уже сильно перемешаны) население в основной своей массе осталось на месте, войдя в историю под названием «бродники».

Бродники — не от слова «бродить», а от «брод». Так как они продолжали жить в поймах рек и обслуживали проходящие через их территорию торговые пути, подрабатывая в качестве лодочников и проводников. Они разводили овец, ловили рыбу, торговали своей продукцией.

Живя в окружении степняков, бродники переняли от них очень многое из их образа жизни, быта, в том числе и их и воинские навыки.
Французский посол Робрук, проезжавший в 1252—1253 гг. через земли Дона, сообщал:
«Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Для защиты от холода и непогоды строят землянки и постройки из хвороста; своим женам и дочерям не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома».

Писалось это всего через 10 лет после Батыева нашествия, и об «усвоении» татарских обычаев говорить не приходится. Способы хозяйствования, жилища, наряды, о которых рассказывается, совершенно не соответствуют монгольским. Просто Робрук видел бродников, которые и раньше жили подобным образом.

Л.Н. Гумилев в 1965 г. при раскопках на берегу Цимлянского моря обнаружил остатки селения, в том числе камень от очага, пряслице от веретена — здесь обитали семейные люди. Тут же на небольшом пространстве 17х14 м были найдены многочисленные фрагменты керамики, и разные образцы ее датировались в диапазоне от Х до XV вв. Люди непрерывно жили на одном и том же месте и до Орды, и во время Орды.

Продолжают существовать в годы, предшествующие монгольскому нашествию, и вольные славянские поселения, подобные будущей Запорожской Сечи, в низовьях Днепра и по побережью Чёрного моря.

Базы, где собиралась всевозможная вооруженная вольница, были на Кинбурнской косе и близлежащих островах. На Днестре был основан «вольный город» Берлад, собиравший разноплеменных «берладников». Греки неоднократно упоминают этих удальцов, тревоживших их морскими набегами, называя их «русами-дромитами» (от Ахиллова Дрома — Тендровской косы).


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Karma functions powered by Karma MOD © 2007, 2009 m157y