Учебная сотня "Мабута"
http://мабута.рф/

Откуда пошли казаки? Доордынский период.
http://мабута.рф/viewtopic.php?f=41&t=1730
Страница 1 из 1

Автор:  Шквал [ 31 окт 2013, 13:42 ]
Заголовок сообщения:  Откуда пошли казаки? Доордынский период.

Откуда пошли казаки? Единого мнения на этот счёт среди учёных нет и, наверное, никогда не будет. Не хватает исторического материала. Есть только разные версии. От более-менее правдоподобных, до, просто, фантастических. Попробуем разобраться с этим вопросом. Обсуждения и споры, полезные для установления истины, приветствуются.

Начальная версия такова:

После изгнания хазарами болгар из Северного Причерноморья, во второй половине VII века, славяне (северяне) начинают расселяться по Дону и Донцу. Сосуществовали с тюрками-кочевниками они довольно-таки мирно, занимая каждый свою нишу.

Тюрки занимались кочевым скотоводством и расселялись по степи богатой пастбищами, а славяне расселялись в поймах рек (в те времена гораздо более лесистых, чем сейчас) и занимались рыболовством и земледелием.
Интересы этих народов не пересекались. Наоборот, был налажен взаимовыгодный товарообмен и сотрудничество. Археологи отмечают в те годы одновременное сосуществование в степной зоне России разных культур, как тюркской, так и славянской.

Судя по всему, поселения славян в речных долинах были довольно-таки многочисленны, потому что с VIII века арабы и персы стали называть Дон «Славянской рекой» (Нахр ас-сакалиба).
Здесь же в VIII веке среди славян начало распространяться христианство. От Константинопольской патриархии была учреждена Хазарско-Хорезмийская митрополия.

Во время арабо-хазарской войны северяне были союзниками хазар. Вместе с ними они отражали натиск арабов, рвавшихся из Закавказья на север.

Цитата:
В 737 г. наместник халифа Марван ибн Мухаммад предпринял грандиозный поход против Хазарии, ставший кульминацией длительного периода арабо-хазарских войн, шедших за гегемонию на Кавказе почти столетие (примерно с середины VII в.).
Информация о походах Марвана против Хазарии, присутствует у ряда арабских авторов: Например в рассказе Ибн Хаййата говорится о том, что Марван во время своей войны с Хазарией напал на народ ас-сакалиба т.е. славян:
«[войска Марвана] выступили и вскоре достигли города ал-Байда’, в котором пребывал хакан, царь хазар. Говорит [автор]: Марвану и мусульманам в стране хазар сопутствовал успех, и они достигли земель, расположенных за Хазарией. Затем они совершили набег на ас-сакалиба и на другие соседние племена неверующих и захватили из них в плен 20 тысяч семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до реки славян (нахр ас-сакалиба).»


Примерно в то же время славянские поселения (русов) возникают в Приазовье и Крыму. На Азовском побережье Таманского полуострова был основан город Руссия. Первое упоминание о нём относится к 30-м годам IX века. Ал-Идриси пишет: «От города Матарха до города Русийа 27 миль (54 км). Между жителями Матархи и жителями Русийа идет постояная война. [Город] ар-Русийа [стоит] на большой реке, текущей к нему с горы Кукайа». В настоящее время этот город локализуется в районе станицы Голубицкой.

С VIII в. и греки уже упоминают о морских набегах русов.
Цитата:
Первый набег конца VIII века на Сурож (Судак) закончился, по преданию, смертельной болезнью русского князя Бравлина, исцеление которого пришло лишь после крещения самого князя и его бояр архиепископом Филаретом, а также обещания отпустить пленных христиан.
(Жития греческих епископов Стефана Сурожского и Георгия Амастрийского)

Второй набег руссов на Амастриду - город в Малой Азии - закончился тем, что руссы, опять же согласно церковным преданиям, якобы онемели и остолбенели во время попытки ограбить гробницу св. Георгия.

С этими же руссами связывается и поход Аскольда и Дира на Царьград. Согласно летописям и византийским источникам поход закончился тем, что "испытавши...гнев Божий, по молитвам управляющего в то время церковью Фотия, россы возвратились в отечество, и спустя немного времени, послали послов в Константинополь просить крещения. Их желание было выполнено: к ним был послан епископ"
Также в уставе императора Льва Философа (876-911) "О чине митрополичьих церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому", помимо архиепископий Боспора, Таматархи и Алании, на 60-м месте значится архиепископия Руссии.

Однако в начале IX века ситуация изменилась. В 808 г. в Хазарском каганате произошел переворот, власть захватила иудейская купеческая верхушка. Каганат принялся порабощать соседей, облагая тяжкой данью. Основными товарами, которые Хазария поставляла в страны Востока, были меха и рабы.

Каганат, как страшный паук, все шире раскидывал паутину, захватывая в нее славянские, кавказские, финно-угорские народы. По Дону, Осколу, Донцу возникла система крепостей-замков, продвигавшаяся на запад и достигшая Днепра (в с. Вознесенка около Запорожья).

Сами хазарские евреи воинами не были. Их войско состояло из представителей других племен. Там были сарматы, печенеги, ясы (булгары), в том числе и касоги ( по другому касаки). По одной из версий, именно от них произошло название – казаки.

Цитата:
Касо́ги (или кашаги) — народ черкесского (адыгского) племени, часто упоминающийся в средневековых источниках.
В персидской географии десятого века (Гудуд ал Алэм, §48) на юг от моря Гурз (Азовского) значится, принадлежащая Аланам, Земля Касак.
В то время ее население состояло из остатков Меотов и Приазовских Славян, среди которых Торки и Торпеты настолько славянизированы, что их считают Скифо-славянами (Татищев)
943 год — «люди из страны кашаков», так впервые упомянул арабский историк и географ Аль-Масуди, в своем сочинении «История Ширвана и Ал-баба», где сообщил, что этот народ живёт в соседстве с аланами, между Кавказом (то есть Кавказским хребтом) и морем Рум (то есть Черным).
957 год — Константин Багрянородный: «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания.»
965 год — в первый раз имя касогов занесено в русскую летопись в рассказе о походе князя Святослава на хазар. Взяв хазарский город Белую Вежу (иначе Саркел) на нижнем течении Дона, Святослав победил ясов и соседних с ними касогов, живших на Нижней Кубани.

В конце IX в. у хазар появляется сильный противник - киевские князья из династии Рюриковичей. Борьба между ними и каганатом шла с переменным успехом, пока в 965 г. Святослав Игоревич не нанес каганату смертельный удар.

Он сокрушил войско хазар, разрушил Итиль, захватил Саркел, превратив его в русскую крепость Белую Вежу. Также он покорил и вассалов каганата - ясов и касаков. Согласно Иоакимовской летописи, часть из них он «приведе Киеву» на поселение — вероятно, некоторые из подневольных племен в войне перешли на его сторону.

Сын Святослава Владимир в 984—985 гг. покорил последний осколок Хазарии Таматарху (Тамань), основав здесь Тмутараканское удельное княжество. Правящая верхушка в нем была русской, но большую часть населения составили касаки. Их отношения с русичами начались с противостояния, с поединка между Мстиславом Владимировичем и вождем Редедей, однако после победы князя местные племена признали подданство и были установлены вполне дружеские связи. Касаки вступали в дружины русских князей, часть их приняла крещение.

Поскольку Русь постоянно тревожили набегами печенеги, при Владимире Красно-Солнышко начала создаваться система пограничной обороны. Была построена система крепостей по Десне, Остеру, Трубежу, Суле, Стугне. Для противодействия набегам печенегов, а затем и половцев, киевские князья начинают привлекать на службу и «осаживать» в пограничных районах тюрок-кочевников: торков, черных клобуков, берендеев, союзную часть половцев.

Но уже в XI в. Киевская Русь начала дробиться и втягиваться во внутренние распри. В 1094 г. князь Олег Святославович навсегда оставил Тмутаракань — отдал ее грекам, а сам с войском из русских, касаков и половцев ушел добывать Черниговский стол. В 1117 г. был выведен гарнизон и из Белой Вежи. Однако коренное славянское (правильнее сказать русскоязычное, т.к. наверняка все были уже сильно перемешаны) население в основной своей массе осталось на месте, войдя в историю под названием «бродники».

Бродники — не от слова «бродить», а от «брод». Так как они продолжали жить в поймах рек и обслуживали проходящие через их территорию торговые пути, подрабатывая в качестве лодочников и проводников. Они разводили овец, ловили рыбу, торговали своей продукцией.

Живя в окружении степняков, бродники переняли от них очень многое из их образа жизни, быта, в том числе и их и воинские навыки.
Французский посол Робрук, проезжавший в 1252—1253 гг. через земли Дона, сообщал:
«Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Для защиты от холода и непогоды строят землянки и постройки из хвороста; своим женам и дочерям не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома».

Писалось это всего через 10 лет после Батыева нашествия, и об «усвоении» татарских обычаев говорить не приходится. Способы хозяйствования, жилища, наряды, о которых рассказывается, совершенно не соответствуют монгольским. Просто Робрук видел бродников, которые и раньше жили подобным образом.

Л.Н. Гумилев в 1965 г. при раскопках на берегу Цимлянского моря обнаружил остатки селения, в том числе камень от очага, пряслице от веретена — здесь обитали семейные люди. Тут же на небольшом пространстве 17х14 м были найдены многочисленные фрагменты керамики, и разные образцы ее датировались в диапазоне от Х до XV вв. Люди непрерывно жили на одном и том же месте и до Орды, и во время Орды.

Продолжают существовать в годы, предшествующие монгольскому нашествию, и вольные славянские поселения, подобные будущей Запорожской Сечи, в низовьях Днепра и по побережью Чёрного моря.

Базы, где собиралась всевозможная вооруженная вольница, были на Кинбурнской косе и близлежащих островах. На Днестре был основан «вольный город» Берлад, собиравший разноплеменных «берладников». Греки неоднократно упоминают этих удальцов, тревоживших их морскими набегами, называя их «русами-дромитами» (от Ахиллова Дрома — Тендровской косы).

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/